Игротерапия

77919359_e53.jpg         

        ИГРОТЕРАПИЯ 

Игра является ведущим видом деятельности с раннего детского возраста. Она позволяет ребенку получить представление об окружающем его мире, с ее помощью формируются такие важные психические функции, как мышление, воображение, фантазия. Значит, малышу будет легче учиться, осваивать новые виды деятельности. Именно признание важнейшего влияния игры на формирование личности позволило создать эффективную систему методов психотерапевтического воздействия на человека – игротерапию.

 

Понятие игровой терапии

Игротерапия представляет собой погружение педагога в мир ребенка. Наблюдение за детьми во время игры позволяет выявить проблемы, возможные причины их возникновения. Игровая терапия призвана помочь маленькому клиенту преодолеть сложности развития, исключить проблемы поведения, разобраться, что беспокоит на самом деле. Грамотно проведенный сеанс такой игры позволит ему понять, что он чувствует, как лучше себя вести. Итог проведенной терапии: у ребенка должна повыситься самооценка, развиться коммуникативные навыки, понизиться уровень тревожности.

 

Функции игротерапии


  1.  Игровая терапия способствует уточнению особенностей личности ребенка, его взаимоотношений с окружающим миром и людьми в частности. Просто разговаривая с ребенком, который замыкается по разным причинам, сложно что-то уяснить, тогда как в неформальной обстановке малыш на сенсомоторном уровне показывает то, что им было испытано когда-либо. Спонтанное действие позволит ему наиболее полно, при этом совершенно непроизвольно, выразить себя.
  2.  Игротерапия позволяет в течение одного или нескольких занятий научиться перестраивать взаимоотношения, расширить свой кругозор. Благодаря ей ребенок  проходит безболезненно процесс реадаптации и социализации, узнает о том, как все организовано в мире вокруг него.
  3. Терапевтическая функция. Дошкольнику пока еще не интересен результат игры, ему намного важнее сам процесс, во время которого он проигрывает свои переживания, страхи, неловкость в общении с другими, находит решение своих конфликтов и проблем. В итоге у него не только развиваются, но и значительно укрепляются необходимые психические процессы, постепенно формируется толерантность и адекватное реагирование на происходящее вокруг.

 

Основные виды и формы игротерапии


Существует несколько критериев, по которым классифицируется игротерапия. Наиболее часто выделяют следующие виды и формы этой деятельности.

1. В зависимости от роли в игре взрослого:

  • директивная – направленный процесс, где взрослый является организатором для ребенка, которому предлагаются готовые варианты решения той или иной проблемы, во время игры малыш сам приходит к пониманию себя и собственных конфликтов.
  • недирективная – ненаправленная игровая терапия проводится во время игровой деятельности дошкольников, куда взрослый старается не вмешиваться, создавая вокруг малышей уютную, теплую атмосферу надежности и доверия.

2. По структуре материалов для игры:

  • структурированные игры – применяются при работе с детьми от 4 до 12 лет, провоцируют открытое выражение агрессии (игрушечное оружие), выражение непосредственного желания (с фигурами людей), развивают коммуникативные навыки (забавы с поездами, машинами, в телефон);
  • неструктурированные игры – подвижные занятия и спортивные упражнения, работа с пластилином, водой, глиной, песком, которые способствуют косвенному выражению ребенком своих чувств и появлению ощущения победы.

3. По форме организации процесса:

  • групповая;
  • индивидуальная.

На занятиях в центре реабилитации педагогами  используется игровая терапия той формы, которая оптимальна для достижения целей и задач, стоящих перед ними.

 В нашем учреждении реализуются игровые программы, представляющие собой постепенно осваиваемую участниками цепочку игр, соревнований, конкурсов, образующих продуманный коррекционно-развивающий цикл.

В цикле представлены следующие игровые направления:

- игра-драматизация

- театр кукол "Сказка на ладошке"

- познавательные игры и конкурсы

- словесные досуговые игры

- настольно-печатные игры

- игры-танцы

- игры-эстафеты

- подвижные игры

При организации занятий по игротерапии, педагоги всегда уважают выбор детей, их желания, делают так, чтобы игра приносила только радость. При этом постоянно контролируется эмоциональная нагрузка, особенности места и времени, возраст и уровень развития ребенка.

Развивающий эффект достигается через последовательное освоение разнообразных видов игр, выстроенных в определенном порядке. Как правило, используется логика постепенного усложнения игровых действий, что дает заметный развивающий эффект и обеспечивает поддержание интереса к игре и чувство удовлетворения от постепенно улучшающихся игровых достижений. Методика поддержания эмоционального радостного восприятия собственных достижений чрезвычайно важна в организации игр и обучения детей с ограниченными возможностями.

  • Групповая игротерапия для дошкольников
Игротерапия поможет:
- обеспечить эмоциональную разрядку
-снять накопившееся нервное напряжение
- улучшить гибкость в поведении и способность быстро принимать решения
- освоить групповые правила поведения.

Сам факт совместной деятельности детей с другими детьми и со специалистами, энтузиазм, чувство радости и удовлетворения, переживаемые детьми от совместной игры, имеют ярко выраженный терапевтический эффект.