Плоскостопие – это достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение.
Спровоцировать же развитие плоскостопия как патологии у детей могут, прежде всего, факторы, ослабляющие мышечно-связочный аппарат стопы.
Внимание на стопы следует обратить буквально с рождения. Нельзя стеснять их тесными носками, тугими ползунками, нежелательно детям до года надевать ботинки. Свободные, неограниченные движения способствуют правильному развитию мышц, связок и костей, что в конечном итоге определяет строение и форму стопы.
Очень ответственный этап – вставание ребенка на ножки и первые шаги. Многие родители стараются ускорить его, не осознавая, что вредят своему малышу. Не торопитесь, пусть ребенок ползает до тех пор, пока есть возможность; ползание – очень полезный навык, совершенно необходимый для гармоничного развития ребенка. Дети, начиная ходить, широко расставляя ноги, увеличивают таким образом площадь опоры. Это нормально, но к 2-3 годам должна сформироваться правильная походка, при которой ребенок ставит стопы почти параллельно и на небольшом расстоянии друг от друга. Если походка правильная, то и нагрузка на стопы будет распределяться равномерно.
Очень полезно предоставлять малышу возможность ходить босиком: летом по земле, траве, песку или гальке, дома – по полу, по коврикам с рельефными поверхностями. Во время прогулок не ограничивайте ребенка в движении. Нижние конечности строятся в течение 10 лет, особенно интенсивно в 3-4 года. Коли ребенок мало ходит, не бегает, не прыгает – его мышцы не тренируются, поэтому становятся слабыми. Малыш растет, прибавляет в весе, нагрузка на стопы увеличивается. В случае ослабления мышц связки не выдерживают тяжести тела – растягиваются, а стопы уплощаются. Сильные, хорошо развитые мышцы играют решающую роль в профилактике плоскостопия.
Ходьба по «узкой дорожке» - отличный способ решить проблему. «Узкой дорожкой» может служить любая ограниченная поверхность: половица, кайма ковра, рисунок паркета или линолеума, бордюр. Учите ребенка ходить на носочках, на пятках, на наружных краях стопы. Залогом здоровья стоп также является правильный гигиенический уход за ними. Ежедневно перед сном необходимо мыть ребенку ноги теплой водой с мылом. Затем тщательно вытирать их досуха, особенно межпальцевые промежутки. Ногти обрезать следует не реже одного раза в две недели. Лучше это делать после общей ванны или после мытья ног. Итак, если ребенок жалуется на усталость и боли в ногах после игры или прогулки, следует побеспокоиться и обратиться к ортопеду для осмотра. Именно эта боль и усталость указывают на снижение выносливости стоп – начало заболевания. В это время еще может не быть изменений в строении стопы, они появляются лишь через некоторое время. Если родители и педагоги не обращают внимания на жалобы ребенка и не обращаются своевременно к специалисту – появляется плоскостопие.
Бороться с уже имеющимся плоскостопием непросто. Процесс этот и длительный и трудоемкий и порой требует немалых материальных вложений. Особенно, когда патологический процесс зашел далеко. Поэтому надо предпринять меры заранее.
На что же следует обратить внимание в первую очередь? Это обувь, которую носит ребенок, а также упражнения, предупреждающие развитие патологии.
Удобный башмачок
Правильно подобранная, удобная обувь очень важна для нормального развития стоп ребенка, для профилактики плоскостопия. Донашивать чужую, пусть крепкую и красивую обувь нельзя ни в коем случае. Такая обувь вредна и даже может быть причиной некоторых заболеваний стоп.
Учатся ходить малыши в ботиночках – важен высокий задник для фиксации голеностопного сустава, поэтому сандалики и туфельки для освоения столь хитрой науки, как ходьба, не подходят.
Не привыкшие к труду ножки малышей почти всегда влажные после ходьбы, поэтому не стоит длительное время оставлять обувь на ногах. Даже если занятым заботами мамам и педагогам тяжело по сто раз за день надевать-снимать ботинки своим непоседам и завязывать-развязывать шнурки, перегрева стоп стоит все же избегать. Особенно если ножки потеют.
Полезнее переодеть сухие носочки и переключить внимание ребенка на другое занятие.
Конечно, обувь для детей всегда покупается «на вырост», с запасом, но с разумным запасом, не мешающим ребенку ходить, - около 1,5 см от кончика пальцев до носка обуви.
Ношение тесной обуви ведет к нарушению кровоснабжения стоп, затрудненному венозному и лимфооттоку. Обратите внимание на ножку ребенка, снявшего обувь после прогулки: если на коже отпечатался со всеми подробностями рельеф колготок или внутренние швы ботиночка – покупка была неудачной и обувь необходимо сменить. Длительное невнимание родителей и педагогов к подросшей стопе, в результате чего она продолжительное время упирается в носок обуви, приводит к деформации пальчиков.
Обязательно запасайте сменную обувь для ребенка: это дает возможность ноге отдохнуть от привычного положения, а обуви – хорошенько проветриться. Хождение во влажных туфельках или тапках – залог предстоящей встречи с грибковыми заболеваниями кожи стоп и ногтей.
Теперь надо обратить внимание на супинаторы – приспособление для коррекции и заботе о состоянии сводов стопы. Они бывают встроены в уже готовую обувь или специально изготавливаются и дополнительно вкладываются. При обоснованно прозвучавшем диагнозе «плоскостопие» и серьезных деформациях стопы, а также сопутствующих этому мигренях или болях в ногах и спине ношение супинаторов-вкладышей (ортезов) становится вещью обязательной на длительное время или навсегда. Но вполне целесообразно и временное применение ортезов для коррекции незначительных отклонений от нормы: обычно детям назначается ношение обуви со специальными стельками до нескольких часов в день на определенный период лечения. При постоянном, без объективной необходимости, применении стелек-вкладышей своды стопы становятся «избалованными» и перестают самостоятельно и достойно выполнять свои функциональные обязанности. Если у ребенка возникла необходимость в применении ортезов, проконсультируйтесь с врачом-ортопедом. Опытный специалист обязательно акцентирует внимание на необходимости регулярно корректировать форму и размер стелек-вкладышей у детей, учитывая темпы роста стопы, проводить повторно диагностические мероприятия в процессе лечения и даст массу иных профессиональных советов.
А сейчас подробнее остановимся на специально-корреционном занятии «стопотерапия», разработанном много лет назад. Его могут проводить не только физруки, инструктора ЛФК, но и воспитатели на группах. Наилучшее время для занятия – это после тихого часа или перед обедом после прогулки.
«Стопотерапия»
«Стопотерапия» - специально-коррекционное занятие ЛФК, направленное на устранение дефектов, восстановление утраченных функций организма ребенка. Стопотерапия проводится с целью профилактики и лечения плоскостопия. В ходе занятия повышается выносливость стопы к нагрузкам, укрепляются мышцы, которые принимают активное участие в поддержании свода стопы, идет разработка голеностопного сустава, суставов пальцев ног, улучшается кровообращение, рефлекторное взаимодействие движений с центральной и периферической нервной системой, укрепляются нижние конечности.
Занятия «стопотерапией» с детьми проводятся по 20-30 минут в зависимости от возраста под умеренной интенсивности детскую музыку. Дети сидят на стульчиках с оголенными ногами. В ходе занятия даются упражнения на разогревание конечностей в чередовании с другими упражнениями, используются элементы дыхательной, зрительной, пальчиковой, нетрадиционной гимнастики йоги, упражнения для формирования правильной осанки. Они используются как отвлекающие моменты для отдыха мышц голеней, стопы.
Все упражнения проводятся в игровой форме, по сюжету, подражанию зверей, для малышей с применением персонажа – игрушки. Инструктор располагается напротив детей и выполняет роль ведущего, выполняя все одновременно на высоком эмоциональном уровне. Обязательно присутствие помощника, он поправляет каждого ребенка с целью: научить правильному технически выполнению упражнения, исправления неточностей, шероховатостей, достижения наибольшего эффекта (надавить сильнее, амплитуда, больше и т.д.) и наилучшей согласованности движений.
При условии «не навредить» и достижения наилучшего оздоровления и коррекции в патологии организма ребенка все упражнения надо чередовать с учетом исходного положения сидя-стоя. Так же важно давать задания на разработку мелкой моторики пальцев кисти и стопы.
Во время «стопотерапии» используется как традиционное, так и нетрадиционное оборудование: различные палочки, ребристые карандаши, шарики от погремушек, платочки, ленточки, колечки, «конфетки», туалетная бумага, косточки, мячи различной величины, аппликатор «Кузнецова», пуговицы, мешочки с песком, косточки, пробки, веревки, косички, ведра из-под майонеза, «султанчики», целлофановые мешочки, шишки, камешки, катушки, погремушки, веточки, крупы: горох, гречка, «ежики» самодельные из пластмассовых пробок, палки гимнастические, обручи, счетные палочки, ватные гигиенические палочки, маленькие мячи набивные и т.д.
В конце занятия проводится оздоровительно-коррекционная игра и ходьба по оздоровительным дорожкам.
«Стопотерапия» проводится 2 раза в неделю. На заезд берется и отрабатывается один комплекс. Упражнения в течение заезда меняются местами, усложняются, увеличиваются амплитуда и дозировка, техника выполнения доводится до совершенствования с одновременным чередованием применения различного оборудования и сюжета. Но основа – «стержень-костяк» комплекса, данного в течение заезда, должен быть сохранен – это тоже обязательное условие.
Только при соблюдении всех этих методических рекомендаций достигается наилучший результат – «эффект» в оздоровлении и коррекции патологии плоскостопия и одновременно других ортопедических заболеваний ребенка, всех систем и органов организма. Так как организм – это хорошо отлаженное природой единое целое. Даже если у ребенка проблемы со стопами, то обязательно наступят проблемы и со спиной и обратно. Поэтому специально-коррекционное занятие «стопотерапия» проводит работу со всем организмом ребенка, делая акцент на нижние конечности. А в основе этого занятия с точки зрения физиологии заложено многократное раздражение нервных окончаний, по которым импульсы рефлекторно поступают на подкорку головного мозга, а та, в свою очередь, дает ответ, «бьет» на патологию в организме. Происходит саморегуляция и излечение с одновременным отложением информации на подкорке и ее автоматическом закреплении там.